Южно-Сахалинск и Сахалинская область  
 

Болотов: профилирование в старшей школе повысит уровень абитуриентов

23 сентября 2011 г.
Источник: www.ria.ru
Болотов: профилирование в старшей школе повысит уровень абитуриентов

В ходе обсуждения итогов мониторинга "Качество приема в вузы - 2011", проведенного совместно НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, в очередной раз высказана идея о необходимости дальнейшего сокращения набора по ряду направлений подготовки, в том числе по педагогике. О том, в какой мере уместны сокращения и что нужно изменить в средней школе, чтобы в инженеры шли отличники, в интервью РИА Новости рассказал вице-президент Российской академии образования, член экспертной группы № 8 "Новая школа"Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, если и дальше сокращать бюджетный набор в педвузы и повышать зарплаты учителям, есть ли шанс, что в педагогику через несколько лет пойдут лучшие выпускники школ?

- На мой взгляд, сокращение набора в педвузы - это попытка найти простое решение серьезной проблемы.

В школах очень много пенсионеров и учителей, работающих на полторы и две ставки. Никто из них не уйдет на пенсию, не будет работать меньше, потому что это вопрос денег. Выпускникам педагогических вузов - хоть лучшим, хоть худшим, - по большей части просто нет места в школах. Исключения составляют учителя информатики и иностранных языков - среди людей старшего возраста их очень мало, но как раз эти выпускники в школу и не стремятся. Это ненормальная ситуация, но менять ее нужно не через вузы, не через увеличение или сокращение набора. Сокращение на школе никак не отразится – молодых учителей там не добавится.

Поэтому я считаю, что проблема востребованности выпускников педвузов должна решаться не на уровне Минобрнауки, а в каждом отдельном регионе. Мониторинг показал общую тенденцию, теперь нужны глубокие региональные исследования, чтобы принимать какие-то меры. В каждом регионе своя специфическая ситуация с педагогическими вузами, трудоустройством выпускников, учительскими кадрами и зарплатами. Например, в Москве несколько педагогических вузов и множество колледжей, но я не видел системных исследований по трудоустройству их выпускников. А без этого невозможно формировать какую-то политику по отношению к этим вузам.

- В этом году наметился рост популярности технических направлений подготовки, первое место в мониторинге занял Московский физико-технический институт (МФТИ). Почему же эксперты в очередной раз констатируют ухудшение естественнонаучной подготовки школьников?

- Она, действительно, несколько ухудшилась. Это связано, прежде всего, с растущим объемом информации, который пытаются "уместить"в то же количество учебных часов. За последние лет 20 учебники увеличились по объему, а число часов осталось прежним. Учителя вынуждены все больше перегружать своих учеников, что и ведет к ухудшению качества обучения. Кроме того, в массовой школе на уроках физики и химии почти не проводятся лабораторные работы. С одной стороны, стало плохо с оборудованием и реактивами, а с другой - довольно большое количество учителей пытается "натаскать"учеников на задания ЕГЭ вместо того, чтобы объяснить какие-то вещи через практику. Поэтому уровень освоения естественнонаучных предметов снижается.

Причины того, что вузы, лидирующие в ЕГЭ-рейтинге, не всегда довольны контингентом, на мой взгляд, связаны не только с уровнем подготовки. Просто если 20 лет назад лучшие выпускники школ со всего Советского Союза поступали в несколько ведущих вузов, то сейчас поступают в основном школьники из России, причем достаточно много сильных ребят уезжает учиться за рубеж. Сама выборка изменилась.

- Что можно сделать для улучшения естественнонаучного образования в школе?

- Поменять концепцию преподавания как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, повсеместно ввести на старшей ступени два уровня изучения каждого предмета: базовый - для тех, кому предмет нужен для общего кругозора, и профильный – для тех, кому он понадобится в дальнейшем.

На базовом уровне изучения, например, физики нужно давать детям с гуманитарной ориентацией, прежде всего, представление об изменении естественнонаучной картины мира – от древних греков до современности, без избыточного углубления в тонкости. Вполне возможно вместо изучения нескольких предметов ограничиться курсом естествознания. По математике для гуманитариев тоже нужны особые программы и задачи. А программы профильного уровня должны быть рассчитаны на абитуриентов таких вузов, как МФТИ.

То же относится и к гуманитарным предметам. Нужны другие программы изучения истории или иностранных языков для ребят, ориентированных на получение инженерного образования.

- А содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ в этой связи должно меняться?

- Да. Я неоднократно предлагал ввести два уровня сдачи ЕГЭ по обязательным предметам - русскому языку и математике. Базовый - для тех, кому эти предметы нужны для общего развития, и профильный – для тех, в чьем вузовском образовании они будут играть заметную роль. Тогда у школьников останется время на изучение предметов, которые им нужны для поступления, и, я думаю, это приведет к изменениям показателей вузов в мониторинге качества приема.

Новости

Все новости

4 августа университеты обязаны опубликовать списки зачисленных абитуриентов - тех, кто принес оригинал аттестата и согласие на зачисление в конкретный университет на определенное направление. Приказы о зачислении будут готовы не позднее 9 августа.

04 августа 2022 г.

Современные генетические и геномные исследования тесно связаны с медициной, биохимией, селекцией и даже криминалистикой. В них широко используются математические методы и новейшие технологии.

01 августа 2022 г.

Планы по изданию ведущих российских научных журналов на русском и английском языках обсудили в Минобрнауки России представители ведомства, Российской академии наук, Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), а также главные редакторы научных изданий.

01 августа 2022 г.

Президент РФ Владимир Путин на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам указал на необходимость повысить качество подготовки специалистов в инженерии и IT.

28 июля 2022 г.

В 2022-2024 годах будет реализовываться план мероприятий по реализации проекта массового вовлечения школьников в научно-техническое творчество. Одна из его целей – повышение доступности и качества дополнительного образования технической и естественнонаучной направленностей.

28 июля 2022 г.
Выберите регион